Напомним, Евгений Морозов, возглавлявший министерство строительства и ЖКХ в прошлом правительстве, после приглашения главы региона Николая Цуканова вновь вернулся на этот пост в мае 2011.
О работе в правительстве, дисциплине и наказаниях
– Мы поздравляем Вас с возвращением в правительство, и сегодня хотели бы поговорить о состоянии строительной отрасли в регионе. Но для начала первый и глобальный вопрос: что нужно сделать министерству в первую очередь и на что обратить внимание? Вы вернулись, каков Ваш новый, свежий взгляд на состояние ведомства?
– Спасибо. Да, действительно, сегодня я смотрю на все уже немного другими глазами, потому что опыт, который я приобрел в прошлом году, пошел мне на пользу. Буквально с первых дней я начал осуществлять новую стратегию, опираясь на этот опыт. Сегодня мы уже не говорим о кризисе, а говорим о развитии стройиндустрии и о том, каким должно быть министерство.
Прежде всего, министерство должно быть сильным, поскольку в выполнении федеральной целевой программы (а это строительство очистных сооружений, больниц, и школ, объектов культуры) есть проблемы с реализацией проектов, с заказом, с нормативной базой, с контролем прохождения документов, с ведением строительства. Вот этим я и занимаюсь. Конечно, многим приходится нелегко, с учетом того, что я профессионально оцениваю состояние объектов. Я ставлю цели, задачи, назначаю ответственных, и иногда проявляю большую жесткость в решении вопросов. Но я считаю, что дисциплина необходима во всем: и в строительстве, и в организации работ, и в осуществлении контракта.
– Вы заговорили о ФЦП. Как заставить подрядчиков соблюдать сроки? Много говорят о том, что мы ничего не успеваем, и у нас мало, что получается. Как все-таки заставить их работать, всегда ли приходится применять «палку», или есть какие-то другие пути?
– Вы знаете, применять «палку» – это не самоцель. Я сейчас бываю на многих объектах, выезжаю в область. Был в Балтийске, посмотрел там очистные сооружения – достойный объект. И мне не хочется ругаться, а хочется похвалить тех строителей. Но выехал на очистные сооружения в Калининграде и поразился – такого отношения к работе я еще не видел! Ведь это – стратегический объект, и к нему должно быть совершенно иное отношение. И если там муниципальными властями не проводятся совещания, встречи, не ставятся цели и задачи, а только называются причины отставания – то за такое я буду строго спрашивать.
На мой взгляд, решение вопросов по возведению объектов ФЦП – это, в первую очередь, вопрос желания муниципального заказчика. Да, я согласен, это ежедневный труд, он требует времени, иногда личного, с учетом того, что строительство нуждается в каких-то постоянных решениях. Вот в Светлом, к примеру, глава района Сергей Лютаревич лично выезжает на стройку и решает вопросы: плохо – значит, берет ситуацию под свой контроль, хорошо – отдает на попечение своих замов. Это правильно. Если муниципальные власти будут поступать именно так, у нас не будет таких проблем, как с городскими очистными сооружениями.
О прошедшем кризисе и обманутых дольщиках
– Евгений Михайлович, как сегодня вообще обстоят дела на строительном рынке региона? Все ли компании оправились от кризиса?
– Вы знаете, меня радует то, что сейчас многие возвращаются на рынок. Конечно, не все компании оправились, многие даже изменили бизнес. Но достойные компании сохранили свое доброе имя, стали крепче и продолжают строить. Конечно, есть и те, что оставили после себя нехорошее наследство. Но я считаю, что кризис в строительстве преодолен, и сейчас требуется развитие. И всем достойным компаниям мы будем помогать развиваться, координировать их работу, решать вопросы, если они потребуют нашего вмешательства, но не мешать. Такова наша стратегия.
– Обманутые дольщики – это одна из главных проблем области. Вы уже сказали, что правительство пытается решить эту проблему. Как продвигаются дела?
– Этой проблемой я начал заниматься в прошлом году, и многие дольщики меня уже знают, звонят мне. Приятно, что они готовы сотрудничать, и я искренне хочу им помочь. Я не готов сразу решить все проблемы, потому что их очень много – у нас 30 домов с обманутыми дольщиками. Но мы шаг за шагом выстраиваем программу действий. Первое, конечно, это «Вальдау». Я провел уже три совещания на объекте. Во время первого меня не устраивал режим, схема и организация работ, и я жестко поставил задачу активизировать стройку. Мы должны «Вальдау» сдать к концу года.
Мне всегда импонирует желание людей взаимодействовать. Они приходят помогать нам, не говорят: «Дай», а организовывают инициативные группы, и мы сейчас – и дольщики, и власти, и бизнес – в одной лодке. Эта черта особенно проявилась на одном из проблемных домов застройщика «КД плюс» на ул. Невского, 188. Я хочу, чтобы мы сдали этот дом в июне. Очень сложный объект, который не строился свыше двух лет. Там 66 обманутых дольщиков. Сейчас работник нашего министерства каждый день от зари до зари находится на стройке, докладывает мне, и мы в оперативном порядке решаем, как ввести этот дом.
Я надеюсь, что сейчас будет решен вопрос с «Ясной поляной», по которой я также жестко поставил вопрос о начале строительства. Надеюсь, что прошедшие совещания и наша с Сергеем Бучельниковым установка поможет тому, чтобы мы решили эту проблему. Ведь люди там стали заложниками «битвы» между коммерческими структурами банка и застройщика.
Сегодня мы обсуждали проблему «Балтик-Сити». Это нестандартный дом, застройщик куда-то пропал. Но и здесь мы находим решение. Я рад, что сейчас у нас есть понимание с контрольно-ревизионной службой, стройнадзором, госэкспертизой, правовым управлением, и всеми, кто заинтересован в решении вопросов обманутых дольщиков. Мы привлекаем к работе мэрию города, которая допустила огрехи – земля выдавалась, но строительство не контролировалось. Надеюсь, что понимание будет. Иногда муниципальные власти стоят в стороне и думают: «А решить ли эти проблемы?». Мне это не нравится. Если у нас возникнет такая проблема, я и к вам тоже обращусь: вы расскажите, кто есть кто, кто помогает дольщикам. Нам нужно взаимодействие.
– Но, Евгений Михайлович, люди все-таки сейчас идут в долевое строительство? И вообще, есть ли спрос на жилье в Калининграде и области?
– Вы знаете, идут. Вернее сказать, пошли. Шаг за шагом стройка оживает, и теперь ощущается нехватка квартир, правда, эконом-класса. Поэтому люди участвуют в долевом строительстве, но очень осторожно, проверяют, что за компания, как она строит, какова ее история. Приятно, что люди стали более разборчивы, и что действует 214-й закон, и стало больше контроля (ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» – прим. Калининград.Ru).
Со своей стороны министерство будет более четко организовывать жилищное строительство в области с тем, чтобы больше не допустить вопросов с обманутыми дольщиками. Желание взять деньги, не достроив объект, а потом перекинуть решение проблем на правительство – недопустимо. А мы должны заниматься и другими вопросами: в преддверии будущих строек у нас будет много работы. Но без решения проблем дольщиков я не министр, ими нужно заниматься, привлекать юридические структуры и правоохранительные органы. Власти ответственны за людей, и к нам они обращаются, как к последней надежде. Кто, если не мы?
О социальном жилье
– Вы заговорили про жилье эконом-класса, но также сейчас говорят о социальном жилье. Будут ли в регионе появляться подобные дома, и готова ли область идти на софинансирование, если муниципалитеты изъявят желание участвовать в программе?
– Первая из важных программ, которыми мы сейчас занимаемся, это программа предоставления жилья уволенным военнослужащим. Мы хотим начать строительство пяти домов на ул. Емельянова. Возможно, работы стартуют уже в этом году, но мы хотим сократить сроки строительства. Там же мы хотим начать строительство дома для медицинских работников, и об этом уже идет речь. Конечно, хочется решить вопросы обеспечения жильем молодых семей. Доходные дома, о которых мы говорили раньше – это слишком сложная схема. А вот арендное жилье, социальный найм – для молодежи это, наверное, будущее. И такие вопросы в Минрегионе России нами уже поднимаются. Надеюсь, что Калининград будет первым в решении проблем жилья для молодежи, и что разрабатываемая нами с Минрегионом программа станет государственной.
Я понимаю все сложности, сам был молодым и прошел через это, и однозначно буду принимать то решение, которое пойдет на пользу нашей молодежи. Пока не могу сказать, что вопрос будет решен в определенные сроки, концепция готовится и прорабатывается с Минрегионом. Может, они услышат нас и наши предложения. Остальные процедуры (в том числе и субсидирование процентной ставки), наверное, не так эффективны. Хотя это тоже выход, и мы этим занимаемся.
– Про 5 домов на ул. Емельянова Вы говорили на последнем оперативном совещании в правительстве. Расскажите, пожалуйста, все же подробнее об этих домах. Вы сказали, что в федеральном центре получено согласие на выделение какой-то суммы?
– Да. Когда я сюда пришел, мы отменили решение, по которому продажа квартир должна была осуществляться только муниципальным образованием: мы решили построить дом сами. Есть участок в районе ул. Емельянова, он достаточно большой. Федеральное Собрание уже утвердило для Калининградской области выделение 1,5 млрд рублей для уволенных военнослужащих. Сейчас мы готовимся к строительству инженерных сетей, разрабатываем программу предоставления квартир, конкурсные заявки. У уволенных военнослужащих будет три варианта воспользоваться федеральными средствами: купить квартиру, взять ее в социальный найм или получить деньги. Нам важно, чтобы эти дома были построены. Таким образом на юго-востоке начнется развитие микрорайона, и можно будет строить социальные дома для другой категории наших жителей. Сейчас мы делаем все, чтобы оперативно начать строительство: проводим процедуры, которых требует законодательство, чтобы осенью выйти на стройплощадку.
– Евгений Михайлович, а это не тот участок, который изначально планировался под строительство доходных домов?
– Да, это тот же участок. Единственное – другая форма. То, что задумывалось в прошлом году, больше конкретики получило в этом.
О доходных домах
– А программа доходных домов все-таки будет трансформирована во что-то иное? Допустим, в программу того же социального жилья.
– Я думаю, да. Программа доходных домов все же ближе к социальному найму. Это западный опыт, когда молодым семьям предоставляется социальное жилье, потом рождается первый ребенок – и им дается двухкомнатная квартира, второй – трехкомнатная, и таким образом люди могут, не покупая квартиры, спокойно жить. Это интересный опыт. Но, к сожалению, пока мы об этом только мечтаем. Я думаю, что у нас достаточно умные политики и сильная власть, чтобы все же решить эти проблемы, и программа для молодых семей будет осуществлена. Тем более у нас она может быть интереснее, чем где-то на Западе. Но для этого пока слишком высока себестоимость квадратного метра.
О ценах на жилье и программе «Жилище»
– Цены высокие. Они растут или все же немного падают?
– К сожалению, немножко растут с учетом того, что рынок ожил, и люди стали больше приобретать квартир эконом-класса, и их нехватка на рынке стала ощутимой. Поэтому моя задача – дать застройщикам как можно больше возможностей строить-строить-строить, чтобы у нас была конкуренция, и чтобы возникало больше инструментов для приобретения жилья (через ипотеку, субсидирование).
– Проявляют ли муниципалитеты и застройщики инициативу по участию в программе «Жилище», чтобы получить федеральные деньги?
– Не все. Скажу честно, что есть те, которые смотрят на это со стороны. Хотя Минрегион России в этом году предлагает очень интересные программы. Например, субсидирование процентной ставки на развитие инженерной инфраструктуры. Или, к примеру, если есть муниципальная земля, то будут выделены средства на строительство дороги. Я думаю, что нам нужно раскачать муниципалитеты, дать им возможность и объяснить, насколько важно, чтобы было развитие.
Недавно я выступал перед всеми главами муниципальных образований области, и объяснял, что они должны до 1 сентября принять программы комплексного развития инженерной инфраструктуры до 2015 года. Для этого у муниципалитетов должен быть утвержденный генплан, на основании которого будет определена потребность в воде, электроэнергии, газе, полигонах ТБО. Тогда нам легче будет развивать города и поселки. Тогда мы будем видеть перспективы.
Как говорит губернатор Николай Николаевич Цуканов, если муниципалитеты хорошо все подготовили и предусмотрели территории под инвестиции, то инвесторы пойдут более активно, тогда будут строиться фабрики и заводы, и это даст толчок развитию экономики. Вот это и нужно объяснить нашим главам. В этом и моя миссия: довести до них, что любой город — это сердце руководителя. Мне хочется это сделать быстрее, чтобы Калининградская область была самым процветающим и красивым регионом, и чтобы за правительство, в котором я работаю, было не стыдно.
– Но пока везде нужно «ручное управление», и системно, наверное, ничего у нас не работает.
– Для того, чтобы создать систему, нужно, чтобы у руководителя муниципалитета было понимание. Согласитесь, что главе или мэру, который понимает, что хочет сделать, решать все вопросы намного проще. А если у руководителя и правительства единое мнение, то и систему выстраивать легче. Да, наверное, пока все работает в «ручном режиме», пока система несовершенна. Но в целом задача такова, чтобы мы имели единое представление о том, какой рай мы хотим создать в Калининградской области.
Источник: портал Kaliningrad.ru